Анализ результатов анкетирования за 2020 год

Общественная палата Кемеровской области – Кузбасса совместно с Центром жилищного просвещения с ноября 2020 года начала анкетирование жителей области для выявления мнения о качестве предоставляемых услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства. За два последних месяца предыдущего года общее число респондентов составило 1068 человек. В опросе приняли участие жители 18 муниципальных образований Кузбасса (города: Анжеро-Судженск, Белово, Березовский, Кемерово, Калтан, Киселевск, Ленинск-Кузнецкий, Мариинск, Междуреченск, Новокузнецк, Прокопьевск, Полысаево, Тяжин; поселки городского типа: Верх-Чебула, Грамотеино, Зеленогорский, Карагайлинский, Краснобродский).

Опрашиваемым предлагалось оценить качество жилищно – коммунальных услуг в многоквартирном доме, в котором они проживают. 46,3 % опрошенных признали предоставляемые услуги удовлетворительными; 33,1 % – оценили качество предоставления ЖКУ на хорошо и отлично; 20,6 % – отметили плохое качество услуг.

Большая часть респондентов (41,9 %) в ответах на вопрос: «К предоставлению каких видов жилищных услуг у Вас имеются больше всего претензий и замечаний?» отметили «проведение дезинфекции в местах общего пользования». Действительно в целях недопущения распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) проведение дезинфекционных мероприятий в многоквартирных домах остается на сегодняшний день актуальным.

Кроме того, жители имеют претензии к проведению текущего ремонта общего имущества – 30,1%. На ненадлежащее качество уборки мест общего пользования обратили внимание 29,7 %. Претензии к проведению капитального ремонта общего имущества МКД отметили 24,7 %.

На вопрос «К предоставлению каких видов коммунальных услуг у Вас имеются больше всего претензий и замечаний?» 26,8 % респондентов ответили, что больше всего они имеют претензии по предоставлению услуги отопления; 22,7 % – по обращению с ТКО. При этом 41,3 % граждан имели затруднения при ответе на данный вопрос.

Большинство респондентов (39,1%) затруднялись ответить и на вопрос «Оборудован ли Ваш многоквартирный дом общедомовым прибором учета тепла и узлом погодного регулирования?». Из результатов опроса видно, что 22,9 % опрошенных проживают в МКД, не оборудованном общедомовым прибором учета тепла; 20 % – проживают в МКД, оборудованных общедомовым прибором учета тепла. А узлом погодного регулирования оборудованы МКД, в которых проживают только 2,1 % опрошенных.

В ответ на вопрос: «Какой способ оплаты отопления предпочтительнее лично для Вас?» большинство граждан (75,8 %) выбрали способ оплаты за отопление по «факту», исходя из показаний общедомового прибора учета тепла в отопительный период. При этом 44,7% граждан, из выбравших данный способ оплаты, хотели бы иметь индивидуальные приборы учета тепла и оплачивать за отопление согласно их показаниям с учетом доли общедомового объема потребления тепла.

Обращаем внимание на то, что жилищным законодательством предусмотрены два способа оплаты за отопление. Согласно п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов – в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. Решение по выбору способа оплаты принимается властями региона.

В случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества или в неполном объеме большинство граждан (81,4 %) производят оплату за услуги без перерасчета.

Следует отметить, что данный перерасчет предусмотрен законодательством, а именно Правилами №354. Согласно п.150 указанного документа, исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. При этом потребитель вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей», в случаях, указанных в пункте 157 настоящих Правил.

У большинства граждан (74,6%), принявших участие в анкетировании, способом управления МКД является управляющая организация. Такая форма управления как ТСН действует в многоквартирных домах у 5,4 % опрошенных; непосредственное управление-2,2%; ЖСК–1,6%. 16,2 % не ответили на вопрос: «Какова форма управления Вашим домом?».

При анализе анкет выяснилось, что 51 % граждан удовлетворены работой управляющих компаний, недовольство выразили 38,6 % респондентов.

На вопрос: «Готовы ли Вы сами управлять своим МКД посредством создания ТСЖ (ТСН)?» большинство опрошенных (63,3 %) высказались отрицательно. Желание осуществлять управление МКД через ТСН выразили лишь 14,3 % собственников жилья.

45,1 % граждан считают, что условия проживания хорошие, но стоимость жилищных услуг завышена; 21,8 % – условия проживания плохие, стоимость завышена. 15,1 % опрошенных отметили, что условия хорошие и соответствуют стоимости жилищных услуг. Таким образом, согласно полученным ответам, большинство граждан (66,9%) считают, что стоимость жилищных услуг завышена.

36,8 % респондентов отметили, что за последние 2-3 года в деятельности жилищно-коммунальных служб ничего не изменилось, при этом 23,4 % опрошенных считают, что произошли «незначительные изменения в лучшую сторону», а 10,3 % – «все изменилось в худшую сторону».

Всем жителям Кузбасса, принявшим участие в анкетировании, было предложено оставить свои предложения по повышению качества ЖКУ. Подводя промежуточные итоги, можно выделить наиболее часто встречающиеся пожелания кузбассовцев:

– принять меры по снижению тарифов и размеров платы за ЖКУ, исходя из уровня жизни населения области;

– осуществлять оплату за отопление по «факту» в отопительный сезон;

– проводить мероприятия по повышению грамотности населения в сфере ЖКХ, оказанию помощи активистам, инициативным группам собственников помещений в МКД;

– объединить все платежи (капитальный ремонт, жилищные и коммунальные услуги) для оплаты в одной организации;

– решить вопрос осуществления реального контроля со стороны собственников за деятельностью управляющих компаний;

– деятельность управляющих организаций должна быть прозрачной в финансовом плане и понятна для граждан;

– установить больше контейнеров для сбора ТКО, усилить контроль за санитарной обработкой контейнеров;

-при ремонте дворовых территорий обращать внимание на красоту и озеленение двора («двор для людей, а не для машин»), т.к. в приоритете при проведении благоустройства значатся прежде всего автомобильные парковки.

Многие граждане высказали озабоченность по вопросу состояния подъездов в их домах, отсутствия проведения капитального ремонта в них.

Результат анкетирования позволяет проводить независимую оценку качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, получать более точную информацию о проблемах, имеющихся в сфере ЖКХ в Кузбассе.

Общественная палата Кемеровской области и Центр жилищного просвещения продолжает проведение анкетирования в срок до 15 мая 2021 года.

Анкету можно заполнить онлайн, пройдя по ссылке: https://forms.gle/odkrmuv4okTPMCM16



Партнеры центра жилищного просвещения Кемеровской области

Поддержка сайта осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов

  • Facebook B&W
  • Twitter B&W
  • Instagram B&W

Центр жилищного просвещения Кемеровской области © 2013