Кузбасские власти утвердили рост платы в ЖКХ

В социальных сетях, средствах массовой информации активно обсуждается вопрос об увеличении платы за жилищно-коммунальные услуги (далее – ЖКУ).

В Центр жилищного просвещения Кемеровской области поступают обращения граждан с вопросами:

- Когда и на сколько поднимутся тарифы и увеличится плата за ЖКУ в Кузбассе?

- Почему плата увеличится по-разному в разных городах региона?

- На каком основании размер вносимой платы в городах Кемерово и Новокузнецк увеличится на 15 %, тогда как принятый правительством индекс составляет всего не более 4,9 %?».

Давайте разберемся в данных вопросах, понятиях «индекс», «тарифы», «размер платы» и выясним для себя каким образом происходит повышение цен на коммунальные услуги. Прежде всего следует разделить получаемые нами услуги на жилищные и коммунальные.

Статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) устанавливает структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Если решение не принято, то применяется размер платы, установленный депутатским корпусом муниципального образования. Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (ч. 8.1 ст. 156 ЖК РФ).

С платой же за коммунальные услуги все гораздо сложнее.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из утвержденных тарифов и нормативов. Тарифы и нормативы на коммунальные услуги устанавливаются региональной властью. При этом изменение действующих тарифов может осуществляться только в пределах максимально возможного роста, установленного соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации (индексы изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги).

Существует еще и мера социальной поддержки, которая оказывается всем гражданам-потребителям коммунальных услуг, независимо от наличия статуса: пенсионер, ветеран, инвалид, малообеспеченный гражданин. Меры социальной поддержки гражданам при оплате ими коммунальных услуг устанавливаются Советами народных депутатов. Что это для нас с Вами означает?

Из бюджетов муниципальных образований выделяются денежные средства на возмещение части платы за коммунальные услуги. Таким образом, за коммунальные услуги (отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, поставка твердого топлива, обращение с твердыми коммунальными отходами) граждане оплачивают от 30 до 100 % от стоимости потребленного коммунального ресурса, рассчитанного исходя из экономически обоснованных тарифов, утвержденных Региональной энергетической комиссией Кемеровской области – Кузбасса (далее – РЭК).

Что такое тарифы, индексы изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги? Каким образом принятые значения тарифов и индексов влияют на размер платы за коммунальные услуги?

Тариф – это стоимость единицы коммунального ресурса – кубометра воды (сточных вод), газа, твердых коммунальных отходов (далее - ТКО); киловатта электрической энергии, гигакалории тепловой энергии – в денежном выражении.

В пункте 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, прописано: «Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов)».

Это значит, что приведенная норма ссылается на тарифы, установленные для ресурсоснабжающей организации (далее - РСО) и, что у нее нет права самостоятельно устанавливать тарифы на коммунальные ресурсы.

При этом часть 2 ст. 157 ЖК РФ прямо устанавливает, что тарифы утверждают региональные власти: «Размер платы за коммунальные услуги … рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом».

Другими словами, тарифы на коммунальные ресурсы для населения не определяются самостоятельно РСО, а устанавливаются на государственном уровне.

Тарифы в сферах теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, ТКО устанавливаются индивидуально по каждой РСО на основании необходимой валовой выручки (всех экономически обоснованных расходов организации) и расчетного объема реализации коммунального ресурса, то есть количества коммунального ресурса, которое планируется поставить потребителям в расчетный период.

Поскольку каждая из регулируемых организаций имеет свои особенности, размеры тарифов, установленных для одной организации, могут отличаться от тарифов иной организации.

Наибольший удельный вес в стоимости коммунальных услуг занимают покупные топливно-энергетические ресурсы. Структура затрат различна. Так, например, в услуге теплоснабжения расходы на топливо составляют порядка 35%, налоги - 25 %, ремонт – 10 %, электроэнергию – 5%, заработную плату с отчислениями – 15% и прочие расходы.

Введенная Правительством РФ система индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги платы призвана ограничить финансовую нагрузку на население – рост цен на ЖКУ.

Индекс платы – показатель (обычно выражаемый в процентах), отражающий допустимый прирост платы за коммунальные услуги на определенной территории между двумя определенными периодами (полугодие).

Базовое значение индекса платы – значение индекса платы, установленное в распоряжении Правительства РФ для субъекта РФ в целом по полугодиям последующего года.

Окончательные значения индексов платы – значения индексов платы, утверждаемые региональными властями для конкретных муниципальных образований (городских округов, муниципальных районов).

Размер платы граждан за коммунальные услуги в соответствии со ст. 157 ЖК РФ должен соответствовать предельным индексам минимально и (или) максимально возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, устанавливаемым на очередной финансовый год по муниципальным образованиям властью региона с учетом соотношения платы граждан за коммунальные услуги и затрат на оказание коммунальных услуг. Указанные предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются при неизменном наборе и объеме потребляемых услуг. При применении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие изменения объема предоставления гражданам льгот и субсидий в соответствии с законодательством.

Проще говоря, данная статья ЖК РФ устанавливает следующее: индекс влияет только на размер тарифа на коммунальные услуги, соответственно и на размер платы, и никоим образом не влияет на размер социальной поддержки гражданам.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из утвержденных тарифов и нормативов, а в случае наличия приборов учета - фактически потребленного объема коммунального ресурса.

Распоряжением Правительства РФ от 29.10.2019 № 2556-р утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на 2020 год. Средний индекс по Кемеровской области на II полугодие 2020 год утвержден в размере 4,9%.

Мы провели анализ фактических значений индексов по городу Кемерово, исходя из тарифов, утвержденных на 01.07.2020 РЭК. Анализ показал, что индекс изменения платы не превысил установленный Правительством РФ – 4,9 % (от 4,0 до 4,9). Рассмотрим конкретно по каждому виду коммунальных услуг: электроснабжение – 4,6 %, холодное водоснабжение- 4,4 %, горячее водоснабжение – 4,9 %, водоотведение – 4,6 %, отопление – 4,0 %.

В соответствии с действующим законодательством предельные индексы максимально возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям субъектов РФ утверждаются нормативными правовыми актами органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ на каждый финансовый год.

Постановлением Губернатора Кемеровской области – Кузбасса от 16.06.2020 № 63 утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Кемеровской области – Кузбасса на 2020 год. ( Индексы в каждом муниципальном образовании отличаются друг от друга - от 3,2 до 15 %. Самый низкий индекс утвержден для Белгородского городского поселения – 3,2 %, высокий - для городов Кемерово и Новокузнецк – 15 %. Для городов Мыски и Калтан – индекс в размере 7,9 %. Из 79 муниципальных образований в 75 индекс равен 4,9 % либо меньше данного значения. На первый взгляд видим явное нарушение указанного распоряжения Правительства РФ, но данное мнение ошибочно. Нарушений нет. Среднее значение индексов, утвержденных по каждому муниципальному образованию, составляет 4,87 %, что полностью соответствует принятому Правительством РФ среднему индексу по субъекту на II полугодие 2020 года – 4,9 %.

При принятии регионального постановления для каждого муниципального образования учитывались следующие параметры: набор, объемы и нормативы потребления коммунальных услуг, численность населения, темпы изменения тарифов, рассчитывалась совокупная сумма увеличения вносимой платы за коммунальные услуги В приложении № 2 к Постановлению размещены обоснования увеличения установленных предельных (максимальных) индексов изменения размера платы. Так для города Кемерово в обосновании указано несколько параметров, в том числе: «При установлении предельного (максимального) индекса для города Кемерово учитывались темпы изменения тарифов в сфере водоснабжения - 4,38%, водоотведения - 4,57%, горячего водоснабжения - 4,0%, отопления - 4,0%, электрической энергии - 4,7%, обращения с твердыми коммунальными отходами - 4,9%. Предельный индекс в размере 15% согласован решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 07.11.2019 № 273 «О согласовании проекта постановления Губернатора Кемеровской области - Кузбасса «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Кемеровской области - Кузбасса на 2020 год»».

На протяжении нескольких последних лет мы слышим о том, что потребитель платит за коммунальные услуги по сниженному, а не по экономически обоснованному, тарифу. Депутатами утверждаются размеры социальной поддержки при оплате коммунальных услуг. При этом прослеживается тенденция к постепенному переходу на полную оплату гражданами коммунальных услуг, ликвидации субсидирования из бюджетных средств.

Депутаты Кемеровского городского Совета приняли решение от 09.07.2020 № 339 «О внесении изменений в решение Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28.11.2014 № 373 «Об установлении меры социальной поддержки гражданам при оплате ими коммунальных услуг».

Анализ принятого решения показал, что с 01.01.2020 до 30.06.2020 размер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг из бюджета увеличился на 18 – 68 %, а с 01.09.2020 значительно уменьшится. Так на холодное водоснабжение (питьевая вода) размер поддержки с 01.09.2020 вообще отсутствует. Граждане будут оплачивать 100% по утверждённому РЭК тарифу – 43,57 руб./куб.м (с НДС). По водоотведению оплата из бюджета составит – 20,7 % вместо ранее принятого на 01.01.2020 – 40,8 % (поддержка уменьшилась почти в два раза). По горячему водоснабжению в пределах норматива потребления доплата из бюджета составит порядка 67,5 % вместо - 68,1% (поддержка уменьшилась незначительно - на 0,6%). Граждане будут оплачивать – 32,5 % от экономически обоснованного тарифа. По отоплению в пределах регионального стандарта доплата из бюджета составит порядка – 50,7 % вместо – 52,7 % (поддержка уменьшилась также незначительно на 2,0 %).

Следует отметить, что за услугу энергоснабжения тариф повысился с 01.07.2020 на 4,6 %. Например, с 2,40 до 2,51 руб./кВтч для населения в домах, оборудованных стационарными электроплитами. Размеры социальной поддержки по данному ресурсу на региональном уровне не предусмотрены.

Ранее до 01.07.2020 отсутствовала социальная поддержка и при оплате за услугу по обращению с ТКО. Оплата производилась в 100 % размере согласно утвержденным тарифам.

Таким образом, поэтапный переход на 100 % оплату за коммунальные услуги продолжается.

Отдельно следует остановиться на размере платы за коммунальные услуги в период 01.07.2020 по 31.08.2020. В период эпидемии короновируса органами власти Кузбасса приняты дополнительные меры поддержки населения в сфере ЖКХ.

Несмотря на увеличение тарифов на коммунальные услуги с 1 июля 2020 года размеры тарифов для кемеровчан остались прежними, на уровне начала года. Это связано с принятием депутатами увеличенного размера социальной поддержки при оплате коммунальных услуг. Например, за холодное водоснабжение в период с 01.01.2020 по 31.08.2020 тариф для населения составляет - 34,22 руб./куб.м, несмотря на то, что экономически обоснованный тариф 01.07.2020 увеличился с 41,74 до 43,57 руб./куб.м.

В указанный период появилась и мера социальной поддержки по услуге по обращению с ТКО. Кемеровчане за данную услугу два месяца будут платить меньше – 43,19 вместо 57,43 руб./чел.

Плата за содержание жилого помещения «заморожена» до 31.08.2020 Кемеровским городским Советом народных депутатов принято решение от 26.06.2020 № 332 «О внесении изменений в решение Кемеровского городского Совета народных депутатов от 29.06.2017 №79 «Об установлении размера платы за наем и содержание жилого помещения».

Так же заморожено до конца 2020 года и повышение минимального взноса на капремонт общего имущества многоквартирных домов. Напомним, что увеличение размера взноса планировалось с 01.04.2020.

В заключении можно сказать, что регулирование цен (тарифов) на коммунальные услуги осуществляется государством. Для каждого региона на федеральном уровне ежегодно принимается величина среднего индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по полугодиям. Органам власти субъектов дано право самостоятельно утверждать предельные (максимальные) индексы изменения размера платы, нормативы и тарифы на коммунальные услуги в муниципальных образованиях региона. Советами народных депутатов по каждому муниципальному образованию принимаются решения о мере социальной поддержки собственникам и нанимателям помещений МКД и жилых домов при оплате коммунальных услуг. Мера социальной поддержки предоставляется за счет средств муниципального бюджета. Размер социальной поддержки из года в год снижается, что в конечном итоге приведет к полной оплате гражданами коммунальных услуг по экономически обоснованным утвержденным тарифам.

По информации Министерства финансов Кузбасса налоговые и неналоговые доходы в бюджет Кемеровской области за 1 полугодие 2020 года сократились на 27,4 % по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. В сокращении доходности сыграло роль резкое снижение деловой активности из-за ограничительных мер для сдерживания эпидемии коронавируса. Сложившийся дефицит бюджета, снижение доходов, сокращение торговли, производства, добычи полезных ископаемых, НДФЛ привело к тому, что власти муниципальных образований вынуждены сокращать и меры социальной поддержки гражданам при оплате за коммунальные услуги.

Рост размера платы за ЖКУ в результате запланированного перехода на полную оплату гражданами коммунальных услуг неизбежен. В целях снижения размера платы за ЖКУ рекомендуем собственникам помещений в многоквартирном доме (далее – МКД) принять меры по проведению энергоэффективного капитального ремонта общего имущества в МКД, внедрению энергосберегающих технологий на МКД (утепление фасадов, подвалов, установка датчиков освещенности и движения, узлов приборов погодного регулирования, частотно-регулируемых приводов в лифтах и т.п.). Необходимо экономно и разумно относится к потреблению и расходу коммунальных ресурсов.

В стране набирает обороты программа предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта МКД. Программа предлагает возмещение собственникам помещений в МКД до 80 % расходов на оплату работ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, выполненных в ходе выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД.

Кузбассовцы имеют возможность принять участие в данной программе. Всю необходимую информацию можно получить в Центре жилищного просвещения КО (официальный сайт – www.cgp42.ru, адрес: г. Кемерово, ул. Кирова, д. 55, каб. 2, тел. 8 (384 2) 36 89 80), либо на сайте: www.reformagkh.ru/about Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (тел. 8 800 700 89 89).

Обращаем внимание на то, что в Кузбассе продолжается предоставление субсидии по оплате за ЖКУ, которой могут воспользоваться те семьи, у которых произошло увеличение совокупного платежа за ЖКУ, то есть если расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают максимально допустимую долю расходов семьи на оплату ЖКУ в совокупном доходе семьи. Размер субсидии устанавливается индивидуально для каждой семьи, исходя из размеров региональных стандартов максимально допустимой доли расходов граждан на оплату ЖКУ в совокупном доходе семьи, величины прожиточного минимума, утверждаемых Коллегией Администрации Кемеровской области.

Для назначения субсидии необходимо обратиться в МФЦ или в отделы социальных выплат и льгот управления социальной защиты населения по месту жительства.

Партнеры центра жилищного просвещения Кемеровской области

Поддержка сайта осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов

  • Facebook B&W
  • Twitter B&W
  • Instagram B&W

Центр жилищного просвещения Кемеровской области © 2013