При отсутствии потребителя в квартире плату за ТКО нужно пересчитать.

В Российской Федерации уже третий год работает новая система обращения с коммунальными отходами, согласно которой услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) была отнесена к коммунальной услуге и предоставляется она региональными операторами по обращению с ТКО.

Порядок начисления платы за услугу по обращению с ТКО регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации (далее — ЖК РФ) и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

В Центр жилпросвещения Кузбасса поступают обращения граждан региона по вопросам отсутствия контейнеров для сбора мусора, их приобретения и взятия в аренду; нарушение графика вывоза ТКО; начисления платы за услугу гражданам, имеющим в собственности несколько помещений; незаконного взимания дополнительной платы в размере НДС (о данной проблеме мы писали 12 ноября 2020 года в статье «Пандемия COVID-19 НДС за услугу ТКО незаконен, но продолжаем оплачивать»).

Сегодня мы рассмотрим вопрос о начислении платы за услугу ТКО собственникам помещений, в которых никто не зарегистрирован и не проживает.

Ранее в 2019 году (первый год проведения «мусорной реформы») в Центр обратилась молодая мама двоих детей, жительница Новокузнецкого района по вопросу начисления платы за услугу по обращению с ТКО ее детям. Ситуация у нее сложилась следующим образом.

С использованием средств материнского капитала была приобретена в собственность квартира в п. Елань Новокузнецкого района. Собственниками квартиры являются несовершеннолетние дети. В указанной квартире никто не проживает. Дети зарегистрированы и проживают по другому адресу в этом же поселке. Плата за ТКО начислялась согласно установленному размеру платы на детей по двум адресам: по адресу, где они фактически зарегистрированы и проживают, и по адресу, в котором дети являются собственниками квартиры. Происходила двойная оплата услуги по обращению с ТКО.

В ходе рассмотрения обращения был проведен анализ нормативных документов, регулирующих данный вопрос.

Согласно ч. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации. Указанная часть 11 ст. 155 ЖК РФ позволяет делать перерасчет в случае временного отсутствия лица в принадлежащем ему помещении.

В соответствии с п. 86 Правил № 354 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу.

Но при этом, п. 148(36) Правил № 354 гласит о том, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Жительнице было рекомендовано обратиться с заявлением к регоператору за перерасчетом, к заявлению приложить документы, подтверждающие регистрацию детей по другому адресу, а также платежные документы и кассовые чеки об оплате услуги ТКО. Тогда в 2019 году регоператор отказался делать перерасчет платы, сославшись на п. 148(36) Правил № 354. К сожалению, данный вопрос не удалось разрешить положительно.

Граждане не только в нашем регионе, но и по всей стране оплачивали и продолжают оплачивать за услугу ТКО не единожды по адресу их фактического проживания и регистрации, а многократно по количеству имеющихся у них в собственности помещений в МКД либо домов.

Отметим, что споров о перерасчете «мусорной» платы в связи с отсутствием потребителя уже достаточно много, но в основном дела выигрывали исполнители коммунальных услуг.

Теперь же ситуация изменилась.

Верховный суд РФ дал разъяснение по данному вопросу в пользу потребителей услуги ТКО (Решение Верховного Суда РФ от 26 февраля 2020 г. № АКПИ19-967).

В Верховном Суде РФ оспаривались положения п. 148(36) Правил № 354. Заявительница полагала, что данная норма противоречит положениям Гражданского кодекса РФ, ЖК РФ и Закона о защите прав потребителя, поскольку нарушает право потребителя оплачивать только те услуги, которые ему были оказаны, и не оплачивать те услуги, которые он не получал. Потому что заявительница владеет квартирой, в которой уже больше года вообще никто не проживает. Однако регоператор по обращению с ТКО ежемесячно выставляет счета за мусор и отказывается пересчитывать плату, ссылаясь именно на спорный пункт Правил № 354 – раз в квартире нет ни постоянных, ни временных жильцов, то плата рассчитывается исходя из количества собственников и уже дальнейшему уменьшению не подлежит.

Верховный Суд РФ в удовлетворении административного иска отказал, однако отметил следующее:

· спорный пункт Правил определяет порядок расчета объема коммунальных услуг по обращению с ТКО при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан, что соответствует нормам жилищного законодательства и законодательства в области обращения с отходами;

· ТКО относятся к тем видам коммунальных услуг (это дословная формулировка из текста решения ВС РФ), размер платы за которые рассчитывается исходя из нормативов потребления;

· при этом ч. 11 ст. 155 ЖК РФ предусматривает, что при временном отсутствии граждан в жилом помещении внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан. Порядок этого перерасчета утверждается Правительством РФ;

· следовательно, говорится в решении, Правительство РФ, определяя порядок расчета и внесения платы за предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО, в самом оспариваемом пункте Правил установило, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил № 354;

· а доводы административного истца о том, что регоператор отказал ей в перерасчете, не могут служить основанием для удовлетворения иска – если регоператор отказал, значит, истцу нужно добиваться перерасчета в суде.

Таким образом, полное отсутствие проживающих в квартире – это частный случай временного отсутствия потребителя, безусловно влекущее перерасчет платы за обращение с ТКО.

Потребитель услуги ТКО, имеющий в собственности жилое помещение, но не потребивший услугу (в том числе с временным отсутствием) не обязан ее оплачивать.

В нашем регионе размер платы за услугу ТКО рассчитывается исходя из утвержденного норматива на одного человека, а не на квадратный метр площади помещения или дома, как в отдельных регионах страны. Размер платы зависит именно от человека, в связи с чем облегчается возможность получения перерасчета по данной услуге.

Если Вы находитесь в описанной ситуации, то есть являетесь собственником нескольких жилых помещений или домов, рекомендуем вам обратиться с заявлением к исполнителю услуги (управляющая организация, ТСН, ЖСК либо региональный оператор при наличии «прямого договора»)


Важно!

1. Перерасчёт платы за ТКО ввиду отсутствия потребителя/ собственника производится только в заявительном порядке. 2. Обязанность по подтверждению факта постоянного или временного отсутствия потребителя в жилом помещении лежит исключительно на собственнике такого помещения (п.148(25) Правил № 354).


В силу пункта 91 Правил № 354 перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги, поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.

Пунктом 92 Правил № 354 установлено, что в заявлении о перерасчете указываются:

- Ф.И.О. каждого временно отсутствующего потребителя/собственника;

- день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении.

К заявлению должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода отсутствия потребителя.

В качестве документов, подтверждающих продолжительность периода отсутствия потребителя, к заявлению о перерасчете могут прилагаться:

- копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;

- справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;

- проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы);

- счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;

- документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством РФ случаях, или его заверенная копия;

- справка, выданная уполномоченным лицом садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина на садовом или огородном земельном участке, расположенном в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд;

- иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении (п. 93 Правил № 354).

Считаем, что такими иными документами, подтверждающими отсутствие собственника в помещении, являются расчетно-платежные документы, а также чеки об оплате, подтверждающие оплату услуги «обращение с ТКО» в полном объеме по месту фактического проживания собственника за период, в котором необходимо провести перерасчет, а также паспорт гражданина РФ с отметкой о месте регистрации собственника.

В заявлении нужно указать на то, что Вы, будучи собственником указанного жилого помещения, фактически в нем не проживаете, коммунальную услугу по обращению с ТКО не потребляете, фактически проживаете в ином жилом помещении, в котором и оплачиваете данную услугу.

В случае неудовлетворения требования потребителя о проведении перерасчета рекомендуем обращаться в суд. В исковом заявлении можно сослаться на указанное нами решение Верховного Суда РФ.

В Центре жилпросвещения Кузбасса готовы оказать Вам помощь в решении данного вопроса.